Дворец Румянцевых и Паскевичей – это не просто здание, а целая эпоха, запечатленная в камне. Этот величественный памятник архитектуры XVIII-XIX веков является одной из главных достопримечательностей Гомеля и визитной карточкой города над Сожем.

Дворец, окруженный живописным парком, представляет собой уникальный ансамбль, гармонично сочетающий в себе элементы классицизма и барокко.

История дворца при Румянцевых

Расположенный в самом сердце Гомеля, дворец является доминантой городского красавца-парка, раскинувшегося на правом, высоком берегу реки Сож.

Дворец был возведен в конце XVIII века по заказу знаменитого государственного деятеля Петра Румянцева-Задунайского. Новый дворец появился на том месте, где некогда стоял деревянный замок, принадлежавший последнему гомельскому старосте из рода Чарторыйских.

Граф Румянцев
Граф Румянцев-Задунайский. Портрет работы неизвестного художника

Идея создания дворца зародилась еще в 1777 году. Однако строительство началось лишь спустя восемь лет, в 1785 году, и продолжалось до 1794 года. Проект, вероятно, был разработан Иваном Старовым, автором таких известных сооружений, как Таврический дворец и Троицкий собор. Некоторые исследователи также называют в числе авторов проекта Юрия Фельтена, ученика Растрелли. Строительством дворца руководил архитектор Яков Алексеев, которому помогал Карл Бланк.

Строительство дворца было сложным и многоэтапным процессом, в котором участвовали талантливые архитекторы и строители. Их совместными усилиями было создано великолепное архитектурное сооружение, которое и сегодня вызывает восхищение

Новый дворец стал одним из наиболее ранних примеров русского палладианства. Это изящное здание, возведенное на высоком цоколе, состояло из двух этажей и венчалось центральным купольным бельведером, придававшим ему величественный облик.

Гомельский дворец
Дворец на картине художника М. Залеского (19 век)

Композиционным ядром дворца служил квадратный зал, покрытый куполом. Именно вокруг этого центрального пространства и располагались остальные помещения. Такая планировка подчеркивала важность и представительность этого зала, который, вероятно, использовался для торжественных приемов и собраний.

Внешний облик дворца был выполнен в характерных чертах раннего классицизма. Главным украшением фасадов стали портики, поддерживаемые коринфскими колоннами: парадный портик насчитывал четыре колонны, а парковый – шесть. Эти портики придавали дворцу торжественный и величественный вид.

Прямоугольные окна, расположенные в два ряда и чередующиеся с пилястрами, создавали ритмичный рисунок фасадов. Такое решение не только обеспечивало достаточное естественное освещение внутренних помещений, но и подчеркивало монументальность здания.

Функциональное зонирование дворца было типичным для того времени. На первом этаже, расположенном выше уровня земли, размещались парадные залы, предназначенные для официальных приемов и торжественных мероприятий. Второй этаж был отведен под жилые комнаты, где проживали хозяева и их гости. Цокольный этаж, находящийся ниже уровня земли, использовался для хозяйственных нужд и размещения прислуги.

Дворец Гомель фото 19 век
Дворец Румянцевых-Паскевичей. Фото конца 19 века

В целом, дворец представлял собой гармоничное сочетание архитектурных форм и декоративных элементов, характерных для раннего классицизма. Его строгие пропорции, четкая композиция и изысканные детали создавали впечатление величия и торжественности.

После кончины графа Румянцева, его выдающийся сын, Николай Петрович Румянцев, известный дипломат, государственный деятель и меценат, унаследовал фамильный дворец. С целью обновления и расширения резиденции, Николай Петрович пригласил из Англии талантливого архитектора Джона Кларка, который в течение последующих поти трех десятилетий (с 1800 по 1826 годы) трудился в Гомеле.

Н.П. Румянцев
Н.П. Румянцев. Портрет кисти художника Джорджа Доу

Реконструкция дворца, осуществленная под руководством Кларка, заметно изменила его облик. Кларк объединил служебные флигели с главным зданием элегантными галереями, украшенными изящными портиками ионического ордера.

После смерти Николая Румянцева в 1826 году, дворец перешел во владение Сергею Петровичу Румянцеву – второму сыну графа Петра Румянцева-Задунайского. Однако, в силу изменившихся обстоятельств, Сергей Петрович был вынужден сначала заложить, а затем и продать семейное владение в государственную казну в 1834 году.

История дворца при Паскевичах

В 1834 году знаменитый русский полководец Иван Федорович Паскевич приобрел за внушительную сумму в 800 тысяч рублей бывшую усадьбу Румянцевых в Гомеле. Новый владелец решил кардинально преобразить имение и в период с 1837 по 1851 годы провел масштабную реконструкцию дворца под руководством талантливого польского архитектора Адама Идзковского. Одновременно с перестройкой дворца был разбит великолепный парк.

Паскевич
И.Ф. Паскевич. Портрет работы Джорджа Доу

Идзковский начал реконструкцию с флигелей. Северный флигель был существенно перестроен: надстроен третий этаж, изменена внутренняя планировка, а с фасада удалены декоративные элементы. Южный флигель был полностью разобран и на его месте возведена высокая четырехэтажная башня, ставшая одной из главных архитектурных доминант усадьбы. В этой башне, которая выбивалась из общего классического стиля дворца, располагалась личная резиденция Паскевича с богатой библиотекой и коллекцией произведений искусства.

Главное здание дворца также претерпело значительные изменения. Архитектор переработал окна бельведера, изменил форму фронтона и пристроил к фасаду просторную веранду. Во время реконструкции карнизы здания и галереи были украшены скульптурами.

Фасад дворца Гомель
Главный фасад дворца в наши дни

Оформлением интерьеров дворца занимался итальянский архитектор Винценто Винценти, который создал роскошные и изысканные интерьеры в соответствии с последними модными тенденциями

Особую ценность представляла коллекция произведений искусства, собранная Паскевичем. В частности, на террасе парка долгое время находился памятник князю Юзефу Понятовскому работы знаменитого датского скульптора Бертеля Торвальдсена. Этот памятник, первоначально созданный для Варшавы, был вывезен Паскевичем в Гомель. Однако в 1921 году, после заключения Рижского мирного договора, памятник был возвращен в Польшу.

Последними владельцами усадьбы стали сын фельдмаршала Федор Паскевич и его супруга Ирина. После революции 1917 года дворец был национализирован, а его богатые коллекции стали основой для создания Гомельского областного краеведческого музея.

Дворец в 20 веке и сегодня

Гомельский дворец Румянцевых-Паскевичей, значительно пострадавший во время Великой Отечественной войны, был восстановлен в послевоенные годы. В здании разместились музей и Дворец пионеров. Однако во второй половине 1990-х годов дворец полностью передали под нужды музея.

1943 Гомель дворец
Разрушенный дворец Румянцевых-Паскевичей. 1943 год

В 1995 году было принято важное решение о проведении масштабных реставрационных работ. Целью этих работ стало воссоздание исторических интерьеров дворца, отражающих его подлинный облик XVIII-XIX веков. Благодаря этим усилиям, посетители сегодня имеют возможность увидеть, как выглядели покои дворца в былые времена.

В 1996 году перед дворцом был установлен памятник выдающемуся государственному деятелю Николаю Петровичу Румянцеву. Автором этого монумента стал скульптор Н.А. Рыженков. На памятнике Румянцев изображен с планом перестройки города, где крестом отмечено место будущего Петропавловского собора. Памятник также украшен гербом рода Румянцевых и девизом «Не только оружием».

Памятник Румянцеву Гомель
Памятник Николаю Румянцеву

В январе 2007 года на фронтоне дворца появились шесть античных скульптур. Эти скульптуры были созданы еще при Иване Паскевиче во время реконструкции дворца, проведенной архитектором Адамом Идзковским. Однако в январе 1856 года по приказу Фёдора Паскевича их убрали, и впоследствии они были утрачены. Воссозданные скульптуры Еврипида, Афродиты, Афины, Ареса, Нимфы и Бахуса выполнены из специального материала, имитирующего мрамор, и весят около тонны каждая. Автором этих новых скульптур стал белорусский скульптор Виктор Смоляр.

В наши дни дворец Румянцевых-Паскевичей, возвышающийся в самом сердце Гомеля, представляет собой не просто архитектурный памятник, но и живую историю города. Его величественные фасады и роскошные интерьеры хранят в себе дух эпохи, когда Гомель был центром культурной и светской жизни всего Полесья.

Сегодня дворец Румянцевых-Паскевичей – это не просто музей, а целый культурный центр. Здесь проводятся выставки, концерты, театральные представления, мастер-классы. Дворцовый парк, окружающий здание, является любимым местом отдыха горожан и гостей города. Прогуливаясь по его аллеям, можно насладиться красотой природы и архитектуры, почувствовать умиротворение и гармонию.