Дворец Румянцевых и Паскевичей – это не просто здание, а целая эпоха, запечатленная в камне. Этот величественный памятник архитектуры XVIII-XIX веков является одной из главных достопримечательностей Гомеля и визитной карточкой города над Сожем.
Дворец, окруженный живописным парком, представляет собой уникальный ансамбль, гармонично сочетающий в себе элементы классицизма и барокко.
История дворца при Румянцевых
Расположенный в самом сердце Гомеля, дворец является доминантой городского красавца-парка, раскинувшегося на правом, высоком берегу реки Сож.
Дворец был возведен в конце XVIII века по заказу знаменитого государственного деятеля Петра Румянцева-Задунайского. Новый дворец появился на том месте, где некогда стоял деревянный замок, принадлежавший последнему гомельскому старосте из рода Чарторыйских.

Идея создания дворца зародилась еще в 1777 году. Однако строительство началось лишь спустя восемь лет, в 1785 году, и продолжалось до 1794 года. Проект, вероятно, был разработан Иваном Старовым, автором таких известных сооружений, как Таврический дворец и Троицкий собор. Некоторые исследователи также называют в числе авторов проекта Юрия Фельтена, ученика Растрелли. Строительством дворца руководил архитектор Яков Алексеев, которому помогал Карл Бланк.
Строительство дворца было сложным и многоэтапным процессом, в котором участвовали талантливые архитекторы и строители. Их совместными усилиями было создано великолепное архитектурное сооружение, которое и сегодня вызывает восхищение
Новый дворец стал одним из наиболее ранних примеров русского палладианства. Это изящное здание, возведенное на высоком цоколе, состояло из двух этажей и венчалось центральным купольным бельведером, придававшим ему величественный облик.

Композиционным ядром дворца служил квадратный зал, покрытый куполом. Именно вокруг этого центрального пространства и располагались остальные помещения. Такая планировка подчеркивала важность и представительность этого зала, который, вероятно, использовался для торжественных приемов и собраний.
Внешний облик дворца был выполнен в характерных чертах раннего классицизма. Главным украшением фасадов стали портики, поддерживаемые коринфскими колоннами: парадный портик насчитывал четыре колонны, а парковый – шесть. Эти портики придавали дворцу торжественный и величественный вид.
Прямоугольные окна, расположенные в два ряда и чередующиеся с пилястрами, создавали ритмичный рисунок фасадов. Такое решение не только обеспечивало достаточное естественное освещение внутренних помещений, но и подчеркивало монументальность здания.
Функциональное зонирование дворца было типичным для того времени. На первом этаже, расположенном выше уровня земли, размещались парадные залы, предназначенные для официальных приемов и торжественных мероприятий. Второй этаж был отведен под жилые комнаты, где проживали хозяева и их гости. Цокольный этаж, находящийся ниже уровня земли, использовался для хозяйственных нужд и размещения прислуги.

В целом, дворец представлял собой гармоничное сочетание архитектурных форм и декоративных элементов, характерных для раннего классицизма. Его строгие пропорции, четкая композиция и изысканные детали создавали впечатление величия и торжественности.
После кончины графа Румянцева, его выдающийся сын, Николай Петрович Румянцев, известный дипломат, государственный деятель и меценат, унаследовал фамильный дворец. С целью обновления и расширения резиденции, Николай Петрович пригласил из Англии талантливого архитектора Джона Кларка, который в течение последующих поти трех десятилетий (с 1800 по 1826 годы) трудился в Гомеле.

Реконструкция дворца, осуществленная под руководством Кларка, заметно изменила его облик. Кларк объединил служебные флигели с главным зданием элегантными галереями, украшенными изящными портиками ионического ордера.
После смерти Николая Румянцева в 1826 году, дворец перешел во владение Сергею Петровичу Румянцеву – второму сыну графа Петра Румянцева-Задунайского. Однако, в силу изменившихся обстоятельств, Сергей Петрович был вынужден сначала заложить, а затем и продать семейное владение в государственную казну в 1834 году.
История дворца при Паскевичах
В 1834 году знаменитый русский полководец Иван Федорович Паскевич приобрел за внушительную сумму в 800 тысяч рублей бывшую усадьбу Румянцевых в Гомеле. Новый владелец решил кардинально преобразить имение и в период с 1837 по 1851 годы провел масштабную реконструкцию дворца под руководством талантливого польского архитектора Адама Идзковского. Одновременно с перестройкой дворца был разбит великолепный парк.

Идзковский начал реконструкцию с флигелей. Северный флигель был существенно перестроен: надстроен третий этаж, изменена внутренняя планировка, а с фасада удалены декоративные элементы. Южный флигель был полностью разобран и на его месте возведена высокая четырехэтажная башня, ставшая одной из главных архитектурных доминант усадьбы. В этой башне, которая выбивалась из общего классического стиля дворца, располагалась личная резиденция Паскевича с богатой библиотекой и коллекцией произведений искусства.
Главное здание дворца также претерпело значительные изменения. Архитектор переработал окна бельведера, изменил форму фронтона и пристроил к фасаду просторную веранду. Во время реконструкции карнизы здания и галереи были украшены скульптурами.

Оформлением интерьеров дворца занимался итальянский архитектор Винценто Винценти, который создал роскошные и изысканные интерьеры в соответствии с последними модными тенденциями
Особую ценность представляла коллекция произведений искусства, собранная Паскевичем. В частности, на террасе парка долгое время находился памятник князю Юзефу Понятовскому работы знаменитого датского скульптора Бертеля Торвальдсена. Этот памятник, первоначально созданный для Варшавы, был вывезен Паскевичем в Гомель. Однако в 1921 году, после заключения Рижского мирного договора, памятник был возвращен в Польшу.
Последними владельцами усадьбы стали сын фельдмаршала Федор Паскевич и его супруга Ирина. После революции 1917 года дворец был национализирован, а его богатые коллекции стали основой для создания Гомельского областного краеведческого музея.
Дворец в 20 веке и сегодня
Гомельский дворец Румянцевых-Паскевичей, значительно пострадавший во время Великой Отечественной войны, был восстановлен в послевоенные годы. В здании разместились музей и Дворец пионеров. Однако во второй половине 1990-х годов дворец полностью передали под нужды музея.

В 1995 году было принято важное решение о проведении масштабных реставрационных работ. Целью этих работ стало воссоздание исторических интерьеров дворца, отражающих его подлинный облик XVIII-XIX веков. Благодаря этим усилиям, посетители сегодня имеют возможность увидеть, как выглядели покои дворца в былые времена.
В 1996 году перед дворцом был установлен памятник выдающемуся государственному деятелю Николаю Петровичу Румянцеву. Автором этого монумента стал скульптор Н.А. Рыженков. На памятнике Румянцев изображен с планом перестройки города, где крестом отмечено место будущего Петропавловского собора. Памятник также украшен гербом рода Румянцевых и девизом «Не только оружием».

В январе 2007 года на фронтоне дворца появились шесть античных скульптур. Эти скульптуры были созданы еще при Иване Паскевиче во время реконструкции дворца, проведенной архитектором Адамом Идзковским. Однако в январе 1856 года по приказу Фёдора Паскевича их убрали, и впоследствии они были утрачены. Воссозданные скульптуры Еврипида, Афродиты, Афины, Ареса, Нимфы и Бахуса выполнены из специального материала, имитирующего мрамор, и весят около тонны каждая. Автором этих новых скульптур стал белорусский скульптор Виктор Смоляр.
В наши дни дворец Румянцевых-Паскевичей, возвышающийся в самом сердце Гомеля, представляет собой не просто архитектурный памятник, но и живую историю города. Его величественные фасады и роскошные интерьеры хранят в себе дух эпохи, когда Гомель был центром культурной и светской жизни всего Полесья.













Сегодня дворец Румянцевых-Паскевичей – это не просто музей, а целый культурный центр. Здесь проводятся выставки, концерты, театральные представления, мастер-классы. Дворцовый парк, окружающий здание, является любимым местом отдыха горожан и гостей города. Прогуливаясь по его аллеям, можно насладиться красотой природы и архитектуры, почувствовать умиротворение и гармонию.